Смазка токарного станка ТВ-16

Перед покупкой токарного станка я читал различные статьи и темы форумов про обслуживание станка ТВ-16. В том числе у меня были вопросы про особенности смазки станка ТВ-16. Думаю, что и у многих начинающих пользователей возникают вопросы чем смазывать, как смазывать и что смазывать в токарном станке ТВ-16. Мнений пользователей на то, чем правильно смазывать станок и как это делать множество. У меня тоже сформировался определенный алгоритм смазки станка, но все же правильнее производить смазку станка четко придерживаясь инструкции по эксплуатации.

Работа на любом оборудовании регламентирована инструкцией по эксплуатации или паспортом. Токарный станок ТВ-16 не исключение, каждый станок комплектовался Паспортом и Руководством к настольному токарно-винторезному станку модели ТВ-16. Мы нашли несколько паспортов к разным токарным станкам ТВ-16, конвертировали их все в формат PDF и выложили на нашем сайте для свободного скачивания. В настоящее время там есть паспорта к ТВ-16 следующих производителей: завод имени С.М. Кирова (г. Алма-Ата) — станок на подшипниках качения, завод имени С.М. Кирова (г. Алма-Ата) — станок на подшипниках скольжения, Дубновский литейно-механический завод (г. Дубно) — станок на подшипниках качения, машиностроительный завод им. Ворошилова (г. Уральск) – станок на подшипниках качения, а также руководство для ухода за станком Mn-80 изготовленным в Челаковице (Чехия)

Скачать паспорта можно по ссылкам, указанным в описании к видео. Просьба, если у кого-то есть другие паспорта на станки ТВ-16 поделиться с нами. Напишите об этом в комментарии к видео, и мы постараемся найти способ с Вами связаться.

Изготовитель моего станка Алма-Атинский завод имени Сергея Мироновича Кирова. Станок на втулках в передней бабке, т.е. подшипниках скольжения, поэтому буду рассказывать о смазке ТВ-16 на его примере. В паспорте и руководстве по эксплуатации станка ТВ-16 с подшипниками скольжения Алма-Атинского производства на странице 19 начинается раздел «Смазка станка».  В нем указано, что смазку станка следует проводить согласно таблице 3 и рисунка 10. Рисунок 10 так же размещенный на странице 19 показывает точки станка в которые следует наносить смазку. В таблице 3 на странице 20 перечислены узлы станка и их конкретные элементы, подлежащие смазке, способ смазки этих элементов, число точек смазки, периодичность смазки, а также указана марка смазочного материала для того или иного узла станка.

Таблица упоминает два вида смазочных материалов: солидол «Т» и машинное масло «Л». Я буду позволять себе небольшие комментарии, которые отражают сугубо мое личное мнение о способах смазки и смазочных материалах.

На мой взгляд вместо солидола «Т» вполне допустимо использовать смазку Литол-24, именно такой пластичной смазкой я и пользуюсь. Для ее закладки я применяю шприц-нагнетатель, хотя можно, наверное, использовать и большой медицинский шприц, например на 150 миллилитров.

В соответствии с ГОСТ1707-51 аналогом машинного масла «Л» является индустриальное масло И-30. К сожалению, в настоящее время, такое масло почти не используют и поэтому его найти очень сложно, особенно маленького объема. В продаже есть либо индустриальное масло И20, либо И40. Эти масла отличаются друг от друга лишь вязкостью. По этой причине некоторые пользователи станков ТВ-16 покупают оба этих масла, конечно желательно одного изготовителя и смешивают друг с другом в соотношении 50% на 50%. В результате получается масло с вязкостью примерно, как И-30. Другие пользователи, в том числе и я предпочитают использовать просто индустриальное масло И-20. Его можно купить, почти в любом автомобильном магазине. Да, это масло менее вязкое, чем рекомендуемое паспортом И-30. Однако на мой взгляд в этом есть даже определенные преимущества. Во-первых, если смазывать станок регулярно и не жалеть масло, то ни каких проблем со станком не будет. Более жидкому маслу проще проникнуть во все пазы и формировать масленую пленку. Во-вторых, более жидкое масло способствует лучшему вымыванию пыли, абразива и других загрязнений из узлов станка в процессе эксплуатации.

Кроме того, масло И-20 я так же применяю для смазки заготовок, как при токарной, так и при фрезерной обработке.

Для жидкого масла я купил в свое время на Алиэкспресс специальную рычажную масленку, которая очень удобна, а ее носик как раз подходит для пресс-масленок станка. Она всегда находится у меня на столе, рядом с ключом от токарного патрона.

Буду проводить смазку, показывать смазываемые узлы станка и отмечать их цифрами в соответствии с паспортом к станку.

  1. Подшипники привода станка. Смазка выполняется два раза в месяц солидолом «Т», я соответственно смазкой Литол-24. Две точки смазки. Одно отверстие для закладки пластичной смазки расположено в верхней точке корпуса оси основания привода. Второе отверстие в верхней точке корпуса промежуточного вала привода. Просто один-два раза качну смазку рычагом шприца-нагнетателя в каждое отверстие. Паспорт так же указывает что шарикоподшипники, смонтированные в приводе станка следует один раз в год прочищать и наполнять свежим солидолом. К стыду, сказать я этого не делаю, так что нужно как-то выбрать время и полностью заменить смазку в подшипниках привода.
  2. Подшипники фартука смазываются 1 раз в два дня машинным маслом «Л», т.е. в моем случае индустриальным маслом И-20, заливкой резервуара с фитилем через специальное отверстие. Это отверстие закрывается болтом. Я болт закручиваю от руки, чтобы его легко было открутить без ключа, после чего впрыскиваю масло 2 кратным нажатием рычага масленки. Количество масла в резервуаре не видно, но лучше его брызнуть лишнее, чем не будет хватать для нормальной смазки. Излишки вытекут в зазоры фартука и кисточкой их можно собрать и нанести на заготовку при точении. При техническом обслуживании фартука фитиль нужно промывать и контролировать его состояние.
  3. Резервуар для смазки центров, размещенный в задней бабке заполняется машинным маслом, обычной масленкой по мере израсходования.
  4. Подшипники ходового винта. Смазку проводят один раз в смену, т.е., по сути, один раз в день. Смазываются три точки машинным маслом с помощью рычажной масленки: в корпусе гитары, в корпусе станины и опоре ходового винта. Носиком масленки нужно нажать на подпружиненный шарик пресс-масленки и плотно прижать носик масленки к станку. При этом откроется масляный канал в узле станка, а коническая часть носика масленки не даст вытекать маслу из канала при нагнетании. После чего впрыснуть масло. В каждую точку я впрыскиваю масло однократным нажатием рычага масленки.
  5. Подшипники скольжения передней бабки – так называемые вкладыши или втулки, согласно паспорту смазываются один раз в смену машинным маслом «Л» с помощью рычажной масленки. На мой взгляд это одни из самых ответственных узлов станка. Если втулки будут плохо смазаны им придет конец и понадобиться ремонт станка. Мне не очень нравятся родные пресс-масленки подшипников передней бабки, поэтому у меня они закручены от руки. Перед смазкой я открываю крышку передней бабки, выкручиваю пресс-масленки и прямо в отверстия впрыскиваю масло рычажной масленкой. Коль я использую масло И-20, т.е. менее вязкое чем по паспорту, я вначале рабочего дня впрыскиваю масло в отверстия переднего и заднего подшипников двукратным нажатием рычага масленки. После чего закручиваю пресс-масленки и закрываю крышку передней бабки. Если на станке работаю весь день, то после обеда еще раз в каждый из подшипников впрыскиваю масло однократным нажатием рычага масленки. У меня избытки масла в процессе работы понемногу вытекают из сальников, по сути, промывая подшипники и посадочные места шпинделя, так же, как и при капельной смазке подшипников. К сожалению, иногда масло попадает и на ремень привода, но я считаю, что лучше раз в два года менять ремень, чем один раз менять подшипники станка или мучиться с изношенными втулками.
  6. Поперечные направляющие суппорта. Один раз в смену в две пресс-масленки левой и правой направляющих однократным нажатием рычага масленки впрыскивают масло. Все остальные узлы станка я так же смазываю, впрыскивая в пресс-масленки масло однократным нажатием рычага масленки.
  7. Направляющие суппорта. В две пресс-масленки левой и правой направляющих суппорта рычажной масленкой впрыскивают масло. Смазку проводят два раза в смену, т.е. примерно один раз за 4 часа постоянной работы.
  8. Пиноль задней бабки – один раз в смену впрыскивают масло через пресс-масленку в верхней части корпуса задней бабки.
  9. Подшипник задней бабки — один раз в смену впрыскивают масло через пресс-масленку корпуса подшипника.
  10. Гайка винта задней бабки смазывается маслом согласно паспорту один раз в смену. Я если честно смазываю ее один раз в неделю, а то и один раз в месяц. Смазать гайку можно брызнув на винт через отверстие в пиноли задней бабки. Или после полного выкручивания пиноли из задней бабки смазать гайку и сам винт.
  11. Гайка ходового винта, т.е. маточная гайка. Один раз в смену проводят смазку маточной гайки через пресс-масленку, передвинув поперечные салазки, чтобы они не мешали установке носика масленки перпендикулярно поверхности.
  12. Гайка верхней салазки. Так же один раз смену впрыскивают масло, через пресс-масленку верхней салазки, смазывая гайку верхней салазки.
  13. Подшипник винта поперечной салазки смазывают маслом один раз в смену. У меня пресс-масленка для смазки подшипника винта поперечной салазки не имеет фиксирующего шарика. Возможно, когда-то суппорт разбирали и шарик потеряли, может быть специально его удалили, чтобы легче было смазывать.
  14. Гайка поперечной салазки смазывается маслом через пресс-масленку один раз в смену.
  15. Подшипник винта верхней салазки, так же смазывается раз в смену, впрыскивая масло однократным нажатием рычага масленки. В пресс-масленки этого подшипника у меня также нет фиксирующего шарика.
  16. Ступицы шестерни трензеля. Согласно паспорту ступицы шестерни трензеля смазывают солидолом через две пресс-масленки два раза в смену. У некоторых станков ТВ-16 ступицы имеют для этого специальные тавотницы и их нужно смазывать с помощью нагнетательного шприца. На моем станке, так же, как и на многих других тавотниц нет. Я сами шестерни трензеля смазываю Литолом-24 при смене шестерен в гитаре. Кроме того, примерно раз в два дня брызгаю маслом на ступицы шестерен через окно в гитаре станка.
  17. Втулки сменных шестерен трензеля и гитары механизма подач станка согласно паспорта смазывают вручную машинным маслом два раза в смену. Я смазываю их лишь при смене шестерен в гитаре, но зато обильно смазываю Литолом 24 сами шестерни при установке их в гитару. В результате шестерни меньше шумят при работе, и, кроме того, происходит дополнительное смазывание втулок и осей механизма подач.

Маслом смазывать так же нужно направляющие станины и верхних салазок. Достаточно нанести на них несколько капель масла и передвинуть суппорт по направляющим, равномерно размазав масло. Смазку ходового винта, рейки и шестерни фартука я провожу, брызгая на них рычажной масленкой.

Смазка токарного станка ТВ-16

Каждый владелец станка со временем приходит к определенной последовательности и порядку смазки станка. Важно чтобы на деталях станка всегда была защитная масляная пленка. По окончании работы на станке я не только убираю с него стружку, но и тщательно протираю его, т.е., по сути, убираю старое масло с загрязнениями. Однако тонкая масляная пленка на деталях станка все-равно останется до следующего дня. Если предполагаю не использовать станок несколько дней, то стараюсь смазать направляющие свежим маслом.

Подробный процесс смазки станка ТВ-16 смотрите на нашем видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите : *
16 × 16 =