12 первых изделий, которые можно изготовить на ТВ-16

Продолжая тему «12 первых изделий, которые можно изготовить на ТВ-16» я решил показать процесс изготовления двух фигурных винтов и крупного болта из стали. Это же видео будет ответом на вопрос, как можно нарезать резьбу на токарном станке ТВ-16 с помощью резца.

Почти в каждом изделии, которые я когда-либо делал, использованы самодельные винты или болты. Мои проекты, которые были опубликованы на канале Ютуб, так же содержат резьбовые соединения, выполненные на станке ТВ-16: латунный отвес, ручка-винт в крышку задней бабки, подручник для наждака или гриндера.

Как только я приобрел токарный станок меня стали просить изготовить на заказ винты или болты, имеющие такую форму или размеры, которые невозможно купить в магазинах или на торговых площадках в сети Интернет. Изначально востребованность была у реконструкторов, так как зачастую даже в музейных экспозициях на старинных предметах можно встретить новодельные винты с головкой под крестовую отвертку и их нужно менять на винты, которые по внешнему виду соответствуют историческим аналогам. Позже начали обращаться за изготовлением винтов для инструментов и приспособлений. Особенно востребованы мелкие винты, винты со ступенчатым стержнем и крупные болты с резьбой, нарезанной резцом. Стоимость изготовления крупного фигурного болта, для изготовления которого потребуются не только токарные, но и фрезерные работы, может составлять в некоторых случаях более 1000 рублей.

Первый винт, который я собираюсь делать — это мелкий винт с резьбой М4, обычной головкой и пазом под плоскую отвертку. Для изготовления мелких винтов желательно брать конструкционную сталь. Я буду использовать круглый пруток стали Ст-45. Сделаю простой чертеж винта. Такой винт будет мне полезным для одного из следующих проектов.

Головка винта будет диаметром 7,4 мм, поэтому я возьму пруток диаметром 10 мм и зажму его в токарный патрон, так чтобы он выступал примерно на 30 мм. Чтобы заготовку не отжимало резцом я буду его поджимать задним центром. Для этого мне нужно вначале проточить торец и центровочным сверлом засверлиться примерно на глубину 1 мм. После чего поджимаю заготовку задним центром.

Зачастую углубления от центровочного сверла и деформация от острия конуса заднего центра на готовых винтах не мешают для использования, но в некоторых изделиях они будут портить внешний вид. Я хочу выточить винт, резьбовой конец которого будет без следа от центровочного сверла. По этой причине я сделаю запас по длине стержня винта примерно на 2 мм. Проточу пруток вначале до диаметра 7,4 мм на длину 24 мм. Затем проточу пруток до диаметра 4 мм на длину 16 мм. Поскольку винт у меня должен свободно входить в отверстие диаметром 4 мм, стержень винта, без резьбовой части должен иметь диаметр не менее чем на 0,05 сотых меньше, чем диаметр отверстия. Диаметр стержня для нарезания резьбы М4 должен быть равен 3,92 мм. Постараюсь весь стержень винта проточить под этот диаметр.

Для более красивого внешнего поверхности винта можно обработать наждачной бумагой с использованием шлифовального блока.

Мелкие резьбы я считаю не имеет смысл точить резцом, поэтому резьбу М4 буду нарезать плашкой. Синим маркером закрашу поверхность стержня будущего винта и штангельциркулем отмерю расстояние 10 мм, т.е. с учетом 2 мм для удаления следов от центровочного сверла. Плашкодержатель буду поджимать пинолью задней бабки, чтобы добиться перпендикулярного расположения плашки относительно оси заготовки.

Я планирую изготовить себе приспособления для станка ТВ-16 в котором удобно зажимать плашки и метчики для нарезания резьбы. Пока же буду использовать самый простой универсальный плашкодержатель.

Нарезать резьбу я буду при выключенном электродвигателе станка. Рычагом контрпривода ослаблю натяжение приводных ремней. В заднее отверстие шпинделя установлю специальную рукоятку или вороток шпинделя, который я изготавливал в прошлом видео. Вращая воротком шпиндель, плашкой нарежу резьбу до отметки, которую я нанес штангельциркулем.

Теперь необходимо укоротить стержень винта на 2 мм, чтобы убрать следы от центровки. Это можно сделать аккуратно резцом, а еще проще напильником. Учитывая, что существует вероятность того, что резец загнет тонкий стержень винта при торцевании я обычно вначале отрезаю винт, а затем зажав его в тиски напильником укорачиваю до нужного размера. Хотя если Ваш станок нормально настроен, резец достаточно острый, а Вы уверены в себе, то торцевание не будет проблемой. Отрежу винт ножовкой по металлу с небольшим запасом по длине для будущего торцевания.

Развернув винт в токарном патроне зажму его за стержень через бумажную прокладку. Проторцую головку винта до длины 3 мм. Небольшую фаску сформирую мелким напильником.

Смотрите дальнейшее изготовление фигурного винта и крупного болта на видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *